Не все рыцарю пир
Действительно, церковь предписывала верующим соблюдение многочисленных постных дней. После григорианской реформы их количество даже возросло: в обычное время постились два дня в неделю (среду и пятницу), во время Рождественского поста — три (иногда четыре) дня в неделю; в Великий пост — все дни, кроме воскресенья; также пост соблюдался накануне всех больших праздников. К каноническим постам добавлялось полное или частичное воздержание, накладываемое в исключительных случаях епископом.
На практике дело зачастую обстояло иначе, тем более что частое повторение постов сопровождалось слишком большими требованиями. Ведь пост тогда заключался в том, чтобы есть только один раз в сутки, после вечерней службы, а также воздерживаться от вина, мяса, сала, дичи, яиц, сладкого и всех животных продуктов, кроме рыбных.
Каждый соблюдал пост сообразно своим средствам: самые бедные питались водой, хлебом и овощами; самые богатые пользовались этим временем, чтобы вволю насладиться лососем, угрем, щукой, сыром (единственным допустимым молочным продуктом), а изредка — фруктами.
Монахи тоже не отставали. Не ограничиваясь изобретением пива, "жидкого хлеба", которое можно было беззастенчиво потреблять литрами и во время поста, они изобрели несколько любопытных правил, которые позволяли скрасить постные дни. Например, все, что жило в воде и что можно было съесть, не считалось мясом (т.е. кроме рыбы, питаться можно было и лягушками, бобрами и др. млекопитающими, которых монахи считали водными обитателями). Кроме того, мясом не считались новорожденные зайчата. Видимо, монахи так любили зайчатину, что отказаться от нее было невозможно даже в пост. А может, по
Однако одного воздержания в еде считалось недостаточно. К нему добавлялись отказ от развлечений и охоты; необходимость сохранять целомудрие; сосредоточение в размышлении и молитве; милостыня из средств, сэкономленных на пирах и удовольствиях. Можно представить себе отношения к посту в среде рыцарского сословия, основу всего образа жизни которого составляли как раз пиры, развлечения и охота.
Поэтому разумеется, что эти ограничения чаще всего оставались только в теории. Чтобы скрупулезно выполнять предписания церкви, нужно было обладать добродетелями Людовика Святого. На самом деле каждый постился
Так писал в первой половине XIII века анонимный автор поэмы "Война Поста и Масленицы". Этот стихотворный сатирический текст в эпической манере представляет борьбу двух аллегорических персонажей: Поста и Масленицы. Первый является олицетворением аскетической жизни и воздержания, его солдатами представлены овощи, рыба и фрукты. Второй воплощает изобилие и удовольствия жизни; в рядах его войска — дичь, домашняя птица, сладкие пироги и различные скоромные блюда. После гомеровских сражений и решающей битвы — "и жестокой, и ужасной, и коварной", Пост побежден и изгнан, ему позволено возвращаться на срок не более шести недель — с первого дня Великого поста до Святой субботы.
Копченый лосось и лососевая икра на хрустящих картофельных лепешках с соусом хрен и маринованным лукомКартофель очистите и натрите на крупной терке.
Растительное и сливочное масло... |
Если Вам понравилась эта статья, пожалуйста, оцените её или поделитесь ею с друзьями, нажав на одну из расположенных ниже кнопок. Мы будем Вам очень признательны.
|
|
|
|