Навигация

Блоги

Рецепты блюд

И я там был — мед-пиво пил… В гостях у Дракулы

В ГОСТЯХ У ДРАКУЛЫ

В наши дни все более популярными для туристических и отпускных вояжей становятся места исторические, всего лучше, если они овеяны какой-либо красивой и мрачной легендой. Поэтому знаменитый замок Дракулы в Трансильвании привлекает год от года все большее количество туристов. Однако во время экскурсий по выразительным руинам, переходящим в отреставрированный и умело стилизованный под средневековый замок, чаще всего разочарованно пожимаешь плечами: замок как замок —таких по всему миру тысячи, история как история—память человечества хранит немало готических жутей!.. Поэтому, пожалуй, самое яркое впечатление ожидает путешественника в ресторане, где можно отведать блюда, рецепты которых неизменны с XIV века.

Мы провели небольшое журналистское расследование, задавшись вопросом — почему же столь красивые и изысканные австрийские, французские, турецкие блюда до сего дня не смогли вытеснить со стола трансильванцев любимые яства князя Дракулы?..

ГРАНИЦА СВЕТА И ТЬМЫ

Начнем с начала. Трансильвания. Приставка trans в латинском и порожденных им языках романской группы имеет несколько значений: 1) за, по ту сторону, 2) указывает на изменение формы, состояния, 3) указывает на превышение предела, переход границы… Во многих языках "сильва" или "сельва" обозначает "густой лес", "чащоба", "заросли", хотя, например, в английском "silver" — "серебро". Итак, мы получаем, что государство либо — Залесское, либо "через серебро". Но ведь сегодня каждый школьник знает, что вампира, как впрочем и любую другую нечисть, можно убить лишь серебряной пулей!.. Во французском языке есть еще и отдельная трактовка слова "trans": оцепенение, вид сумрачного помутнения сознания.

Все эти понятия очень точно характеризуют историческую и даже философскую суть судьбы Трансильвании— одной из самых загадочных областей на планете. Территория этого, когда-то самостоятельного, государства находится в Северной Румынии. Практически всю ее покрывают Южные Карпаты (Трансильванские Альпы), переходящие в Трансильванское плато. И до сих пор в Трансильвании осталось немало непроходимых болотистых чащоб. Этой территорией Румыния владеет лишь с 1948 года. До этого с 1940 года территория принадлежала Венгрии, перед этим с 1920 по 1940 год — опять Румынии. А по существу— это исконно венгерские владения, где испокон веков живет народность секеи, потомки даков, попавшие под гнет венгерских королей еще в XII веке. Видимо, пограничное расположение Трансильвании и дало этой области столь загадочное название.

ПУТЕВКА В ПРОШЛОЕ

Современный человек, попавший на территорию сегодняшней Трансильвании, чувствует себя отброшенным на несколько веков назад: создается впечатление, что кто-то остановил время, окружил сознание людей невидимым колпаком, имя которому — страх. Такое же ощущение посещало многих писателей, волею судеб оказывающихся в этом месте. Так родилась легенда о Дракуле, впоследствии обросшая множеством версий и вариаций. Пожалуй, наиболее удачная ее литературная обработка принадлежит перу Брэма Стокера. Эта местность странным образом сохранила обычаи, обряды и даже кухню, существовавшую еще в XIV—XV веках. Кухня как Венгрии, так и Румынии кардинально менялась на протяжении веков многократно: после захвата турками, затем австрийцами… В Трансильвании же до сих пор в отдельных домах можно отведать блюда, не встречающиеся больше нигде и преданные забвению уже несколько веков назад. Например, блинчики сентдёрские. Это лакомство называется, вероятно, по названию одного из старых венгерских сел. Сейчас села с таким названием в Венгрии нет. Но в списке венгерских населенных пунктов 1888 года числились 23 деревни под названием Сентдёрди. И все данные указывают на трансильванское происхождение этого блюда.

ПРООБРАЗ, ДОСТОЙНЫЙ ОРИГИНАЛА

На самом деле, прообразом Дракулы (дракон — венг.) был венгерский князь Влад Цепеш. Становление своего княжества он начал с того, что, захватив прилегающие территории, перерезал всех своих близких родственников, которым принадлежали соседние вотчины, и стал властителем всей Трансильвании. Это было жестоко, но, в какой-то мере, оправданно, поскольку противостоять такому сильному врагу, как Османская империя, могло только мощное государство.

Самым большим развлечением князя была казнь, из которой он разыгрывал целый спектакль. Казнил он, в основном, двумя способами: сажал на кол отрубленную голову врага, причем палачу необходимо было сделать это очень быстро, чтобы Влад успел насладиться гримасами, которые корчит голова, или просто приказывал посадить несчастного на тонкий кол, который медленно, по сантиметру внедрялся в тело. Влад при этом сидел за столом со своей свитой и беседовал с несчастными, допрашивая, интересуясь самочувствием или выслушивая мольбу о пощаде.

Вотчину он наводнил большим количеством фискалов и шпионов. Его любимым развлечением было —распустить слух о своей кончине или гибели в бою во время очередного похода. По возвращении у него уже был солидный список неблагонадежных, с которыми он беседовал, предварительно посадив на вышеупомянутый "стул", или "общался" непосредственно с одной головой. Понятно, что в эти списки часто попадали и невинные люди по наветам врагов и завистников. Доносы в государстве Влада всячески поощрялись, правда, после десятка состоявшихся наветов доносчик сам оказывался на колу, а полученная им "денежная премия" снова возвращалась в казну. За нежелание доносить любой подданный Влада, независимо от знатности и состоятельности, немедленно отправлялся на кол… Дело дошло до того, что всякого человека, у которого находили австрийские или турецкие украшения, монеты или предметы быта, а также тех, кто использовал для приготовления пищи сладкий или острый турецкий перец или готовил по неведомым рецептам, объявляли шпионом. Люди боялись выходить из дома, случайно сказать лишнее. В общем, ситуация, сложившаяся в 1437 году в Трансильвании, очень напоминала Россию через пять столетий. Влад Цепеш был лют и нетерпим также и с основным своим внешним врагом — Османской империей. Он не только отбивал турецкие набеги, но и при случае был не прочь отобрать у турок кусок послаще. При этом с пленными он обходился с неменьшей жестокостью. Применяемый впоследствии в войне Турции с Россией "турецкий стул" был на самом деле ноу-хау Влада Цепеша.

БЕССМЕРТНЫЙ

Разгневанный наглостью венгра эмир Мехмед, собрав огромное войско, оккупировал в 1462 году Трансильванию, а замок Влада Цепеша превратил в руины. Труп диктатора обнаружен не был. Диктатор умер, но страх настолько глубоко поселился в умах секеев, что они еще многие годы с ужасом ждали возвращения изверга и боялись менять свой образ жизни, а развалины замка стали проклятым местом. По прошествии веков история обрастала легендами.

Ее подогревали и местные разбойники и контрабандисты, которые все свои жертвы подкидывали в замок, делая несколько колотых ран на шее, таким образом списывая преступления на Влада Цепеша. Так родился первый в истории человечества миф о вампире — легенда о князе Дракуле.

Что же касается реального князя Цепеша, то кровь он предпочитал видеть, на вкус, скорее всего, не пробовал. Не отличавшийся крепким здоровьем, как и большинство диктаторов, и склонный к простудам Влад предпочитал очень густое глубокого багрового цвета вино, причем подогретое, даже дымящееся—так называемый грог, который вполне мог предстать в глазах запуганных подданных парной кровью. А любимым блюдом тирана, под которое он беседовал с приговоренными, был цыпленок фаршированный по-трансильвански.

БАКЛАЖАНЫ ПО-ТРАНСИЛЬВАНСКИ

САЛАТ "ВЛАДИСЛАВ"

СУП ИЗ СЛАДКОГО ПЕРЦА

СЫР В КЛЯРЕ

Читайте также

Если Вам понравилась эта статья, пожалуйста, оцените её или поделитесь ею с друзьями, нажав на одну из расположенных ниже кнопок. Мы будем Вам очень признательны.

Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы добавить комментарий
Добавьте Миллион Меню
в избранное
Мы Вам еще пригодимся!