Навигация

Блоги

Рецепты блюд

← Вернуться к разделу «Бытовая техника, посуда, аксессуары»

Столовый хрусталь

Миллион Меню 08 декабря 2003
0
Добавить в любимое...

Столовый хрусталь

Хрусталь представляет собой прозрачное стекло, обладающее особым блеском и чистотой, которое ценится за свою декоративную красоту. Неповторимый блеск хрусталя достигается за счет преломления света в его гранях — тот же самый эффект можно наблюдать у радуги. Хрусталь схож с бриллиантом — его цена определяется качеством материала, а также чистотой и совершенством огранки.

История возникновения хрусталя — тот редкий случай, когда запретительные указы властителей содействовали расцвету, а не гибели искусства. Правитель Британии Якоб I в 1615 году наложил вето на использование древесины в каком-либо ином производстве, кроме судостроения, и потому владельцы стекольных печей вынужденно перешли на угольное топливо. Далее произошла «научная случайность» — был обнаружен эффект обесцвечивания стекла именно в угольной печи. В 1676 году мастер Георг Равенскрофт, стремясь к прозрачности стекла, создал оригинальную рецептуру смеси с оксидом свинца. При его добавлении (содержание оксида свинца — от 6 до 36 процентов, мировой стандарт — 24 процента) происходят сложнейшие физико-химические процессы, в результате которых образуются устойчивые комплексные соединения. Такой хрусталь не разрушается кислыми, щелочными или спиртосодержащими жидкостями. Естественно, этот первый хрусталь Равенскрофта еще не обладал всеми видовыми признаками кристально чистого, хрупкого и сияющего спутника изысканных приемов и торжественных ужинов. Однако спустя пару веков техническая новация британских стеклодувов пересекла Ла-Манш и обрела благодатный приют во Франции.

Хрусталь — синоним изысканного стиля и шика — особенно привлекал царственных особ и прочих значительных персон, чьи гравированные монограммы на хрустальных сервизах иллюстрируют целую эпоху в мировой истории (король Сиама, Теодор Рузвельт, султан Марокко МохаммедУ). Хрусталь украшают гравировкой при помощи маленьких колесиков, снимающих поверхностные слои стекла, а после работы просто сдувают пыль.

Со временем стилистическое многообразие форм и декора хрустальной утвари эффектно дополнило основные линии барокко и ампира. Великий турок Абдул Азиз в 1869 году получил из рук царствующей императрицы Великобритании роскошные хрустальные презенты, создатели которых были вдохновлены красотами тысячи и одной ночи стамбульских дворцов и в своей работе применяли уникальную гутную дададада технологию. Она заключалась в формовании изделий рядом специфических ручных приемов обработки горячего стекла, что придавало изделиям элегантность форм и динамичность силуэтов. На всемирной выставке в Париже в 1867 году взор российского императора Александра II, как, впрочем, и его августейших «коллег», и еще семи миллионов посетителей,

привлек сияющий фонтан из хрусталя. Семиметровый фонтан представлял собой конструкцию из канделябров, кувшинов, хрустальных сервизов и венчающих сооружение двух уникальных ваз алмазной гранки. Хрусталь — очень мягкий материал, поэтому традиционной для хрусталя обработкой является алмазная грань. Наносится она вручную с помощью быстро вращающихся кругов из синтетического алмаза, а затем полируется химическим способом — подогретыми кислотами. Фонтан поразил императора, и спустя некоторое время весь российский двор трапезничал за столами, сервированными исключительно хрустальными сервизами высочайшего качества. Императорский двор Александра II и его внука Николая II, столь же страстного поклонника хрустальных изделий, сформировал определенный стиль, воплощавший идеализированные представления иностранных мастеров о величии Российской империи. Бокалы для шампанского и маленькие водочные стопки причудливых форм в легендарном «Царском сервизе» Николая II были украшены резными пальметтами, бриллиантами и полудрагоценными камнями, заключенными в прозрачных слоях хрустального изделия. А доставке пары роскошных канделябров августейшему получателю помешали первая мировая война и октябрьская революция. Эти чудесные объекты ныне хранятся в музее под Парижем.

Триумфальное шествие хрусталя покорило многие страны и континенты. В Америке со свойственной жителям Нового Света прагматичностью учреждается культ хрустальной сервировки. Император Японии Хирохито в 1926 году, спустя пять лет после первого визита в Париж, вспоминает лишь два поразивших его места — Лувр и магазин хрусталя. Индийский магараджа на предложение британского правительства одарить его тем, что он пожелает, попросил доставить в свой дворец торговый зал хрустального магазина на улице Парадиз в Париже, что и было сделано.

Феномен бесконечной притягательности хрусталя сокрыт в самой столь случайно открытой природе прозрачности. Хрусталь, покрытый алмазной гранью, цветными эмалями и золотом, в сочетании с талантами мастеров уже несколько веков играет роль магического кристалла, покоряющего людей и континенты. На сегодняшний день посуда из хрусталя по-прежнему актуальна и широко используема в сервировке столов многочисленных заведений. На «хрустальном» рынке — огромное количество производителей, но один из них поистине заслуживает нашего пристального внимания.

← Вернуться к разделу «Бытовая техника, посуда, аксессуары»

Читайте также

Торжественный столовый комплект. Уже половина двенадцатого?.. Пора поднять бокалы за Старый год! Каким бы он ни был, за шикарно...
Если Вам понравилась эта статья, пожалуйста, оцените её или поделитесь ею с друзьями. Мы будем Вам очень признательны.
  • Оценить
  • Поделиться
  • Получить код
  • Ошибка!
  • Печать
Пожалуйста, оцените статью
2.29
голосов: 3
Уже поделились: 0
Комментарии к статье отсутствуют
Домохозяйка
26.04.2024 в 01:21
Домохозяйка, пожалуйста, оставьте свой комментарий...

Добавьте Миллион Меню
в избранное
Мы Вам еще пригодимся!